Приветствуем новичков!
Экопоселения, экогорода в России?
Что вы об этом думаете? Вы бы хотели жить в экопоселке/экогороде(ке)? Хотите присоединиться к обсуждению темы? Регистрируйтесь и добро пожаловать на форум!
 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Nikolay
администратор


Сообщение: 237
Зарегистрирован: 14.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.14 12:31. Заголовок: «Мы, от Рода Русского…»


«Мы, от Рода Русского…»
https://vk.com/zarenica

Небольшой обзор вооружения и системы Русского войска 9-15 в.в. по с.л.и.
За 800 лет славянские племена в борьбе с многочисленными народами Европы и Азии и с могущественной Римской империей Западной и Восточной, а затем с Хазарским каганатом и франками отстояли свою независимость и объединились. В этой многовековой борьбе складывалась военная организация славян, возникло и развивалось их военное искусство, которое оказывало влияние на состояние войск соседних народов и государств. Император Маврикий, например, рекомендовал византийской армии широко пользоваться методами ведения войны, применяемыми славянами...Кистень это короткий ременный кнут с подвешенным на конце железным шаром. Иногда к шару приделывали еще шипы. Кистенем наносили страшные удары. При минимальном усилии эффект был ошеломляющий. Кстати, слово "ошеломить" раньше означало "сильно стукнуть по вражьей черепушке". Головка шестопера состояла из металлических пластин перьев (отсюда и его название). Шестопер, распространенный главным образом в XVXVII веках, мог служить знаком власти военачальников, оставаясь в то же время серьезным оружием.

И булава, и шестопер свое происхождение ведут от палицы массивной дубины с утолщенным концом, обычно окованным железом или утыканным большими железными гвоздями, которая также долгое время была на вооружении русских воинов.

Очень распространенным рубящим оружием в древнерусском войске был топор, которым пользовались и князья, и княжеские дружинники, и ополченцы, как пешие, так и конные. Впрочем, существовало и различие: пешие чаще пользовались большими топорами, конные же топорками, то есть короткими топорами. И у тех и у других топор надевался на деревянное топорище с металлическим наконечником. Задняя плоская часть топора называлась обухом, а топорка обушком. Лезвия топоров были трапециевидной формы.

Большой широкий топор назывался бердыш. Его лезвие железко было длинным и насаживалось на длинное же топорище, которое на нижнем конце имело железную оковку, или вток. Бердыши применялись только пехотинцами. В XVI веке бердыши широко использовались в стрелецком войске.

Позднее в русском войске появились алебарды видоизмененные топоры различной формы, оканчивавшиеся копьем. Лезвие насаживалось на длинное древко (топорище) и часто украшалось позолотой или чеканкой.

Разновидность металлического молота, заостренного со стороны обуха, называлась чекан или клевец. Чекан насаживался на топорище с наконечником. Были чеканы с вывинчивавшимся, скрытым кинжалом. Чекан служил не только оружием, он был отличительной принадлежностью военачальников.

Колющее оружие копья и рогатины в составе вооружения древнерусских войск имело не меньшее значение, чем меч. Копья и рогатины часто решали успех боя, как это было в битве 1378 года на реке Воже в Рязанской земле, где московские конные полки одновременным ударом на копьях с трех сторон опрокинули монгольское войско и разгромили его. Наконечники копий были прекрасно приспособлены для пробивания брони. Для этого они делались узкими, массивными и вытянутыми, обычно четырехгранными.

Наконечники, ромбовидные, лавроволистные или широкие клиновидные, могли использоваться против врага,в места не защищенные доспехами. Двухметровое копье с таким наконечником наносило опасные рваные раны и вызывало быструю гибель противника или его коня.

Копье состояло из древка и лезвия со специальной втулкой, которая насаживалась на древко. В Древней Руси древки называли оскепище(охотничье) или ратовище(боевое). Делали их из дуба, березы или клена, иногда с применением металла. Лезвие (наконечник копья) называлось пером, а его втулка называлась вток. Оно чаще было цельностальное, однако применялись и технологии сварки из железных и стальных полос, а также цельножелезные.

Рогатины имели наконечник в виде лаврового листа шириной 56,5 сантиметра и длиной до 60 сантиметров. Чтобы ратнику было легче держать оружие, к древку рогатины приделывалось по два-три металлических сучка.

Разновидностью рогатины являлась совня (совна), имевшая кривую полосу с одним лезвием, слегка изогнутым на конце, которое насаживалось на длинное древко.

В Новгородской первой летописи записано, как разбитое войско ...побегоша на лес, пометавше оружие, и щиты, и совни, и все от себе. Сулицей называлось метательное копье с легким и тонким древком длиной до 1,5 метра. Наконечники сулиц черешковые и втульчатые.
Древнерусские воины защищались от холодного и метательного оружия с помощью щитов. Даже слова щит и защита - однокоренные. Щиты использовались с древнейших времён и вплоть до распространения огнестрельного оружия. Вначале именно щиты служили единственным средством защиты в бою, кольчуги и шлемы появились позже. Самые ранние письменные свидетельства о славянских щитах найдены в византийских рукописях VI в.
По определению выродившихся римлян: Каждый мужчина вооружен двумя небольшими копьями, а некоторые из них и щитами, крепкими, но труднопереносимыми.

Оригинальной чертой конструкции тяжелых щитов этого периода были иногда проделывавшиеся в их верхней части амбразуры окошки для обзора. В раннем средневековье ополченцы часто не имели шлемов, поэтому предпочитали скрываться за щитом с головой.

Согласно легендам, берсерки в боевом неистовстве грызли свои щиты. Сообщения о таком их обычае, скорее всего, вымысел. Но о том, что именно легло в его основу, догадаться нетрудно.
В средние века сильные воины предпочитали не оковывать свой щит железом сверху. Топор все равно не сломался бы от удара о стальную полосу, зато в дереве он мог застрять. Понятно, что щит-топороуловитель должен был быть очень прочным и тяжелым. И его верхняя кромка выглядела изгрызенной.

Другой оригинальной стороной взаимоотношений берсерков со своими щитами являлось то, что иного оружия у воинов в медвежьих шкурах нередко не имелось. Берсерк мог сражаться с одним только щитом, нанося удары его краями или просто повергая врагов наземь. Такой стиль боя был известен еще в Риме.

Наиболее ранние находки элементов щитов относятся к Х веку. Конечно, сохранились лишь металлические части умбоны (железная полусфера в центре щита, служившая для отражения удара) и оковки (крепёж по краю щита) но по ним удалось восстановить облик щита в целом. По реконструкциям археологов, щиты VIII - X веков имели круглую форму. Позднее появились миндалевидные щиты, а с XIII века известны и щиты треугольной формы.

Древнерусский круглый щит имеет скандинавское происхождение. Это позволяет использовать для реконструкции древнерусского щита материалы скандинавских могильников, например, шведского могильника Бирка. Только там найдены остатки 68 щитов. Они имели круглую форму и диаметр до 95 см. В трех образцах было возможным определение породы дерева поля щита это клен, пихта и тис.

Также установили породу и для некоторых деревянных рукоятей это можжевельник, ольха, тополь. В некоторых случаях были найдены металлические рукояти из железа с бронзовыми накладками. Подобная накладка была найдена и на нашей территории - в Старой Ладоге, сейчас она хранится в частной коллекции. Также, среди останков как древнерусских, так и скандинавских щитов, были найдены кольца и скобы для ременного крепления щита на плече.

Шлемы (или шеломы) являются видом боевого наголовья. На Руси первые шлемы появились в IX-X вв. В это время они получили свое распространение в Передней Азии и в Киевской Руси, однако в Западной Европе являлись редкостью. Появившиеся позднее в Западной Европе шлемы были более низкими и скроенными по голове в отличие от конических шлемов древнерусских воинов. Кстати, коническая форма давала большие преимущества, так как высокий конический кончик не давал нанести прямого удара, что важно в районах конно-сабельного боя.

Шлемы, найденные в захоронениях IX-X вв. имеют несколько типов. Так один из шлемов из Гнездовских курганов (Смоленщина) был полусферической формы, стянутый по бокам и по гребню (ото лба к затылку) железными полосками. Другой шлем из тех же захоронений имел типично азиатскую форму из четырех склепанных треугольных частей. Швы прикрывались железными полосами. Присутствовали навершие и нижний обод.

Коническая форма шлема пришла к нам из Азии и называется норманнским типом. Но вскоре она была вытеснена черниговским типом. Он отличается большей шаровидностью имеет сфероконическую форму. Сверху присутствуют навершия с втулками для плюмажей. Посередине они укреплены накладками с шипами.

Шлем "черниговского типа". По древнерусским понятиям, собственно боевое одеяние, без шлема, и называлось доспехами; позднее этим словом стало называться все защитное снаряжение воина. Кольчуге долгое время принадлежало бесспорное первенство. Она использовалась на протяжении X-XVII веков.

Кроме кольчуг на Руси была принята, но до XIII века не преобладала защитная одежда из пластин. Пластинчатые брони существовали на Руси с IX по XV век, чешуйчатые с XI по XVII век. Последний вид доспехов отличался особой эластичностью. В XIII веке распространяется ряд таких усиливающих защиту тела деталей, как поножи, наколенники, нагрудные бляхи (Зерцало), наручни.

Для усиления кольчуги или панциря в XVI-XVII веках в России применялись дополнительные доспехи, которые надевались поверх брони. Эти доспехи именовались зерцалами. Они состояли в большинстве случаев из четырех крупных пластин передней, задней и двух боковых. Пластины, вес которых редко превышал 2 килограмма, соединялись между собой и скреплялись на плечах и боках ремнями с пряжками (наплечниками и нарамниками).

Зерцало, отшлифованное и начищенное до зеркального блеска (отсюда и название доспехов), часто покрытое позолотой, украшенное гравировкой и чеканкой, в XVII веке чаще всего имело уже чисто декоративный характер. В XVI веке на Руси получают широкое распространение кольчатый панцирь и нагрудные доспехи из соединенных вместе колец и пластин, расположенных наподобие рыбьей чешуи. Такие доспехи называли бахтерец. Собирался бахтерец из расположенных вертикальными рядами продолговатых пластин, соединенных кольцами с коротких боковых сторон. Боковые и плечевые разрезы соединялись с помощью ремней и пряжек. К бахтерцу наращивали кольчужный подол, а иногда ворот и рукава.

Средний вес таких доспехов достигал 1012 килограммов. В это же время щит, утратив свое боевое значение, становится парадно-церемониальным предметом. Это относилось и к тарчу щиту, навершие которого представляло собой металлическую руку с клинком. Такой щит применялся при обороне крепостей, но встречался крайне редко. В IX-X веках шлемы делались из нескольких металлических пластин, соединявшихся между собой заклепками.

После сборки шлем украшался серебряными, золотыми и железными накладками с орнаментом, надписями или изображениями. В те времена был распространен плавно изогнутый, вытянутый кверху шлем со стержнем наверху. Шлемов такой формы Западная Европа не знала совершенно, но они были широко распространены как в Передней Азии, так и на Руси.

В XI-XIII веках на Руси были распространены шлемы куполообразной и сфероконической формы. Наверху шлемы часто оканчивались втулкой, которая иногда снабжалась флажком яловцом. В раннее время шлемы делались из нескольких (двух или четырех) частей, склепанных между собой. Бывали шлемы и из одного куска металла.

Необходимость усиления защитных свойств шлема привела к появлению крутобоких куполовидных шлемов с носом или маской-личиной (забралом). Шею воина укрывала сетка-бармица, сделанная из тех же колец, что и кольчуга. Она прикреплялась к шлему сзади и с боков. У знатных воинов шлемы отделывались серебром, а иногда были целиком позолоченные.

Наиболее раннее появление на Руси наголовий с круговой кольчужной бармицей, привешенной к венцу шлема, а спереди пришнурованной к нижнему краю стальной полумаски, можно предполагать не позднее 10 столетия.

В конце XII начале XIII века в связи с общеевропейской тенденцией к утяжелению оборонительных доспехов на Руси появляются шлемы, снабженные маской-личиной, защищавшей лицо воина как от рубящих, так и от колющих ударов. Маски-личины снабжались прорезями для глаз и носовыми отверстиями и закрывали лицо либо наполовину (полумаска), либо целиком.

Шлем с личиной надевался на подшлемник и носился с бармицей. Маски-личины, помимо своего прямого назначения защитить лицо воина, должны были своим видом еще и устрашить противника. Вместо прямого меча с появилась сабля изогнутый меч. Сабля очень удобна для боевой рубки. В искусных руках сабля страшное оружие. Около 1380 года на Руси появилось огнестрельное оружие. Однако традиционное холодное оружие ближнего и дальнего боя сохранило свое значение. Пики, рогатины, булавы, кистени, шес-топеры, шлемы, панцири, круглые щиты в течение 200 лет практически без существенных изменений были на вооружении, и даже с появлением огнестрельного оружия.

С XII века начинается постепенное утяжеление вооружения как всадника, так и пехотинца. Появляются массивная длинная сабля, тяжелый меч с длинным перекрестием и иногда полуторной рукоятью. Об усилении защитного вооружения свидетельствует распространившийся в XII веке прием таранного удара копьем. Утяжеление снаряжения не было значительным, ибо сделало бы русского ратника неповоротливым и превратило бы его в верную мишень для степного кочевника.

Численность войска Древнерусского государства достигала значительной цифры. По данным летописца Льва Диакона, в походе Олега на Византию участвовала рать в 88 тысяч человек, в походе в Болгарию Святослав имел 60 тысяч человек. В качестве командного состава рати руссов источники называют воевод и тысяцких. Рать имела определенную организацию, связанную с устройством русских городов.

Город выставлял тысячу, делившуюся на сотни и десятки (по концам и улицам). Тысячей командовал избиравшийся вечем тысяцкий, впоследствии тысяцкого назначал князь. Сотнями и десятками командовали выборные сотские и десятские. Города выставляли пехоту, которая в это время была главным родом войск и разделялась на лучников и копейщиков. Ядром войска являлись княжеские дружины.

В X веке впервые применяется термин полк как название отдельно действующего войска. В Повести временных лет за 1093 год полками называются войсковые отряды, приведенные на поле сражения отдельными князьями.

Численный состав полка не был определен, или, говоря иначе, полк не являлся определенной единицей организационного деления, хотя в сражении, при расстановке войск в боевой порядок, деление войск на полки имело значение.

Постепенно вырабатывалась система взысканий и поощрений. По более поздним данным, за военные отличия и заслуги выдавались золотые гривны (шейные обручи).
Золотая гривна и золотые пластины-оббивки деревянной чаши с изображением рыбы.
Рассказал оружиевед ЗАРЕНИЦЫ,
Дмитрий (Китоврас)



Русский Меч
https://vk.com/zarenica

Итак, продолжим про наши мечи.
Вот что пишет русский исследователь М. Семенова: «славянские кузнецы брали прутья или полосы железа и стали, складывали или скручивали их вместе через один и затем множество раз проковывали, потом вновь складывали и снова проковывали, перекручивая. Собирали после гармошкой, резали вдоль, проковывали еще и еще раз. Получались полосы красивой и очень прочной узорчатой стали, которую травили для выдавливания характерного рисунка «елочной»…

Часто случалось, что полосы сварного булата были основой клинка. По краю пускали наваренные лезвия из тонкой и более высокоуглеродистой стали. ЕЕ предварительно подвергали т.н. «цементации» или нагреванию в присутствии кислорода, который пропитывал металл, придавая ему особую твердость. Ходит много баек о том, как этого добивались. Никто так и не знает как. Одни считаю, что уже подкованный клинок запихивали в пузо живого быка (чушь, но что-то есть по-моему чисто с хим. Т.з.). Другие говорят, что якобы есть записи о том, как клинки многократно окунали в мочу рыжих мальчиков (почему именно рыжих?.. науке это не известно). Ну и так далее.

Ничего подобного тому булату современные «умельцы» выдавать желаемое за действительное не противопоставили. Все нынешние т.н. «блатные клинки» не что иное, как простой купаж – т.е. дамасский способ обработки.

Ну уж так или иначе, но мечи выходили просто шедевральные! Такой меч вполне мог располосовать довольно прочную стальную броню (кольчугу панцирь, шлем) или срезать другой меч, выполненный из более низкого качества стали. За русскими булатными мечами устраивали настоящую охоту! Я писал уже до этого, как хазары (турки в т.ч.) раскапывали могилы с похороненными русинами только (!) для грабежа мечей! Добротные мечи с «удивительным и редкосными» узорами пользовались широким спросом на рынках Азии, Византии, других стран древнего мира. Арабский писатель Ибн-Хордадбех в середине 9 века писал так: «что же касается купцов русских – они же суть племя из славян - то они (славяне) возят меха выдры, куньи, лисьи и мечи из дальнейших концов Славонии к Румейскому (так арабы называли Черное море) морю.»

Проверяли мечи на качество по звону. Хороший меч от легкого удара по клинку издавал чистый и протяжный звук. Чем звук был выше и чище, тем меч считался качественнее и дороже. Стоимости мечей (!) были сопоставимы с двумя мерами золота. Брали два меча и на другую чашу весов сыпали самородки. Один меч получал покупатель, другой оставался у оружейника.
Добра и Мира вам, Оружейник Китоврас

О мечах дружины Святослава
https://vk.com/zarenica

…И в первом, и во втором походах на Дунай Светослав довольствовался всего
десятью тысячами дружинников против стотысячной армии Византии. И побеждал.

Да, конечно, он был гениальным полководцем. Но , хоть мало-мальски разбираясь в
военном деле, можно ли себе вообразить, чтобы десять тысяч варваров, то есть
полудикарей, будь у них и сверхискусный предводитель, побеждали вдесятеро
превосходившую их по численности цивилизованную армию
?

Никакой гений не в состоянии вести в подобной ситуации победоносную войну, если
его войско не превосходит во столько же раз противника силой оружия и умения им
владеть. Вот здесь и к месту припомнить фразу Прокопия Кесарийского: «Железо
звонкое и такое, что наш меч может рубить, но само не зазубрится».
Написано же
это было за четыреста лет до Светослава. Византия знала тогда только железо, а
россичи варили уже высокоуглеродистую сталь. Византиец по уровню своего
интеллекта ни в V1 веке, в X веке и понять не мог, что это такое, как наш
академик Б.А. Рыбаков, публикуя в своей книге «Киевская Русь и русские княжества
X11-X111 веков» фотографию мечей русов., ограничился лишь краткой подписью: «Мечи
середины X в., найденные в днепровских порогах на месте гибели князя Светослава
и его дружины». Очевидно, и ему, современному академику, не пришло в голову
подумать, почему мечи эти пролежали в речном иле тысячу лет и не тронуты
коррозией
, а найденные там же сделанные из лучшей в мире, как теперь считается,
рурской легированной стали штыки гитлеровцев съела ржавчина.

Вопрос между тем не пустяшный. Качество стали, которую невозможно варить
кустарным способом, говорит об уровне металлургии, а уровень металлургии, в свою
очередь, если иметь в виду развитие материальной культуры, более всего
свидетельствует о достижениях науки, ставшей производительной силой. Там же, где
наука стала производительной силой, фундаментальные познания, как нам известно,
непременно должны опережать прикладные, то есть то, что уже применяется на
практике. Таков непреложный закон эволюции любой цивилизации.

Академики Б.А. Рыбаков и Д.С. Лихачёв могут игнорировать наши «языческие»
летописи или не знать их вообще, но что в нынешних условиях мешает сделать
химический анализ стали русских мечей X века? Ведь это как раз предметно и
покажет нам, какими знаниями владела дохристианская Русь хотя бы в одной из этих
областей. Но мы-то понимаем, что значит, скажем, создать и запустить на Луну
один космический корабль, какая для этого нужна интеллектуальная и материальная
база.

Разумеется, космический корабль и высокоуглеродистая сталь – вещи не совсем сопоставимые, но не будем забывать и тысячу лет, отделяющих во времени одно от
другого.

Примечательна и выкованная на одном из мечей надпись, говорящая о его назначении:
ДЛЯ ЗАЩИТЫ СВОБОДНЫХ ОТ СУЕВЕРИЙ ЖИЗНИ И ПОЗНАНИЙ ОТЕЧЕСТВА И ЕГО ГРЯДУЩЕГО.
Очень сомнительно, чтобы во всей мировой археологии сыскалось ещё что-нибудь
подобное. В этой надписи, между прочим, заключён и ответ на вопрос, почему
Светослав внял мольбам синкеля Феофила. Обильная всеми жизненными ресурсами и
почитавшая выше всего труд и познания Русь в отличие от своих соседей не
стремилась ни к захвату чужих территорий, ни к порабощению других народов. Увы,
за своё благородство ей и приходилось нередко расплачиваться слишком дорого.
Роковую ошибку допустил Светослав в тот день, когда в лице синкеля Феофила
проявил милость к его хищной и коварной империи. И будучи ясновидцем, предвидя
грозящие Руси многие беды, он всё же не мог поступить вопреки благородству своей
души. Должно быть, такова уж особенность подлинно благородных натур: не способны
они переступить черту, за которой начинается безнравственность…»
Александр Иванченко



Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 2 [только новые]


Nikolay
администратор


Сообщение: 299
Зарегистрирован: 14.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.07.14 08:39. Заголовок: Воспитание воинов на Руси


Воспитание воинов на Руси
http://topwar.ru/4211-vospitanie-voinov-na-rusi.html

На Руси все мужчины считались воинами, эта традиция шла ещё со времён эпохи так называемой "военной демократии". Были, конечно, и специально подготовленные витязи, которые посвящали всю свою жизнь войне, но владели военными навыками все юноши и взрослые мужчины, будь то горожане, землепашцы, охотники.

Надо помнить, что взросление в ту пору происходило быстрее, мужчина в 14-16 лет считался вполне взрослым и мог начать самостоятельную жизнь, жениться. Для землепашца всей общиной строили дом, боярский сын поступал на военную службу, юный князь получал в управление град.

Кроме того, люди той поры сильно отличались от нынешних, и сравнение будет не в нашу пользу. Практически все они были психически и физически здоровы. Все болезненные дети умирали в первые годы или при рождении - действовал естественный отбор. Выживали самые здоровые, в дальнейшем постоянный тяжелый физический труд землепашца, ремесленника, охотника, воина укреплял их. В обществе Руси отсутствовали нынешние пороки индустриального и постиндустриального обществ - алкоголизм, наркомания, проституция, блуд, ожирение от недостатка движения, переедание и т. д.

Первым этапом в становлении мужчины было посвящение, переход из возраста младенчества в состояние ребёнка (отрока) - в 2-3 года. Этот рубеж был отмечен постригом и сажанием на коня. Надо отметить, что этот обычай бытовал у всех социальных слоёв. Этот священный обряд восходит ко времени седой языческой древности. Только позднее церковь взяла обряд пострига на вооружение. Обряд пострига прослеживается у всех народов индоевропейского корня, в христианской Европе он сохранился, как ритуал посвящения в рыцари.

Это очень важный психологический рубеж, он создавал в мальчиках особый настрой, закладывал основные принципы бытия. Мальчиков настраивали на то, что они защитники своей семьи, общины, города, области, всей "Светлой Руси". В них закладывали стержень, который определял их судьбу. Очень жаль, что эта традиция почти утрачена в нынешней России. Мужчин воспитывают женщины - дома, в садиках, школе, в вузах, в итоге в стране очень мало "мужского начала", русские перестали быть Воинами. Только в критической ситуации, на войне, у части русских просыпается родовая память, и тогда русским нет равных в бою. Частично подобное воспитание сохранилось у кавказских народов, в Чечне, но в извращенном виде, там свой народ считается избранным, а остальные принижаются (своеобразный нацизм).

Основным в воспитании воина является воспитание Духа, это прекрасно знали наши предки. Это знали и великие русские полководцы, например, А. Суворов, его "Наука побеждать" - плоть от плоти наследие предков.

В Восточной Руси не было специальных школ (по крайней мере нет известий об их существовании). Их заменяла практика, традиция, ученичество. С самого раннего детства мальчиков приучали к оружию. Археологи находят много деревянных мечей, их форма соответствовала настоящим мечам. Это не нынешние пластиковые игрушки - деревянным мечом опытный боец мог противостоять врагу, вес деревянного дубового меча почти соответствовал железному. В набор юного воина также входили: деревянные копья, ножи, лук со стрелами (простой лук).

Существовали игрушки, игры, развивающие координацию движений, ловкость, быстроту - качели, всевозможных размеров мячи, вертушки, санки, лыжи, снежки и т. д. Многие из детей, особенно из знати, уже малыми детьми получали боевое оружие - ножи, мечи, топорики. В летописях описаны случаи, когда они их и использовали, убивая врага. Нож был с мужчиной с самого детства.

Вопросами существования особой школы боя на Руси занимался А. Белов, он создал систему - "Славяногорицкая борьба". Он подтверждает, что боевая подготовка проходила в форме народной игры, а затем "форма" поддерживалась регулярными состязаниями, которые проходили по праздникам, большинство из них имели дохристианские корни (Купала, день зимнего солнцестояния и другие). vk.com/vechnaya_slava Одиночные кулачные бои, бои "стенка на стенку" были обыкновенным явлением вплоть до 20 века. Дети впитывали эту культуру боя чуть ли не "с пелёнок".

Обучение велось и на уровне учитель - ученик, сравните: на Руси до 18 столетия университетов не было, но города и храмы строили, пушки и колокола отливали, книги писали, уровень образованности населения в XXIII века был намного выше европейского (как и уровень гигиены). Навыки передавались от учителей к ученикам на практике, чтобы стать мастером-зодчим русский человек шёл не в специальную школу, а становился учеником мастера, в военном деле также.

Важнейшую роль играла практика, Русь вела постоянные войны с соседними народами, часто шли и междоусобные войны. Недостатка в реальных боевых условиях не было, молодые воины могли на практике проверить себя. Естественно, война брала свою "дань", но те кто выживал, получали уникальный урок. Ни в одной школе таких "уроков" не получишь.

В мирной жизни боевые навыки поддерживались не только народными игрищами, но и еще одной важной сферой - охотой. Это в настоящее время зверь почти не имеет шансов против человека с огнестрельным оружием. Тогда борьба шла почти на равных - когти, клыки, мощь, развитые чувства против умений человека и холодного оружия. Настоящим воином считался тот, кто добыл медведя. Представьте себя с охотничьим копьём (рогатиной) против медведя! Охота была отличным тренингом для поддержания Духа, боевых навыков, учёбой по преследованию, выслеживанию врага. Недаром Владимир Мономах в своём "Поучении" с одинаковой гордостью вспоминает о боевых походах и охотничьих подвигах.

Подведём итог: мальчика делали Воином, защитником Рода, Родины на основе психических установок (посовременному - программ), которые внедряли с рождения (и даже до рождения, т. н. предродовое обучение), традиций народных детских и взрослых игр, празднеств, постоянной практики. Именно поэтому Русы считались лучшими бойцами планеты, даже китайских императоров охраняли не бойцы их монашеских орденов и школ, а воины русы.

Источники:
Белов А. К. Славяно-горицкая борьба. Изначалие. М., 1993.
Долгов В. В., Савинов М. Храбры Древней Руси. Русские дружины в бою. М., 2010.
Полное Собрание Русских Летописей.
Поучение Владимира Мономаха. СПб., 1997.
Автор Самсонов Александр



Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Nikolay
администратор


Сообщение: 313
Зарегистрирован: 14.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.07.14 16:52. Заголовок: Клятва славянских во..


Клятва славянских воинов
http://teachpro.ru/EOR/School%5COBJSupplies10/Html/der10171.htm

Славянские воины храбро сражались, следуя решениям, принятым на собрании племени.
Готовясь к отражению надвигающейся агрессии, они давали клятву: стоять насмерть за отца и брата, за жизнь своих сородичей.

Плен у славян считался величайшим позором. Слово чести ценилось очень высоко, оно обязывало воинов в любых условиях быть верными ратному побратимству — наиболее древнему обычаю взаимовыручки и взаимопомощи в бою.

Князь Святослав перед битвой с греками в 971 году обратился к воинам со словами: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться… Если же побежим, позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». Воины ответили: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». В той жестокой сечи десять тысяч воинов Святослава одолели стотысячное войско греков.

Клятву славяне давали на щите и мече.
Воинские клятвы славян были скреплены именем Бога Перуна, поскольку он был покровителем княжьим и дружинным. Находясь на чужбине, воины в честь Перуна втыкали в землю свои боевые мечи, и в этом месте становилось как бы его походное святилище. Торжественный обычай дачи клятвы постепенно перерос в важный правовой и морально-политический акт.

Воинская культура славянских народов была и остаётся одной из неразгаданных тайн отечественной и мировой истории. Парадокс состоит в том, что даже в рамках единой концепции зачастую превозносится до небес мастерство славянских воинов, и ставится под сомнение боеспособность славянского войска, да и сам факт существования сколько-нибудь стройной военной организации. Сведения и мнения о вооружении, тактике, военно-социальной структуре славянского войска неоднозначны и противоречивы.

Основой славянской воинской системы были локальные действия, а не истребление противника, правильная тактика, плановый захват территории и действия, характерные для постоянных армий и оправдывающие их существование, поэтому задачей воинского обучения было выживание в бою: поединке, групповой схватке, стычке с превосходящим неприятелем одиночного бойца, а затем и согласованные действия отряда. Уступая иным народам в вооружении и профессионализме, славяне превосходили их в мастерстве, использовании условий местности, организации разведки, засад и внезапных нападений либо уклонении от нежелательного боя всего того, что обозначалось термином скифская война. Превосходство не количеством, а силой духа, выносливостью, умением терпеть лишения, обходиться малым для достижения большой цели вот основной стержень залога победы воинской культуры
славянских народов.

Византийские историки отмечали, что славяне «очень высокого роста и огромной силы. Цвет волос у них очень белый и золотистый. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают». Далее: «Они превосходные воины, потому что военное дело становится у них суровой наукой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах погибнуть в битве. Умереть от старости или от какого случая – это позор, унизительнее которого ничего не может быть. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый».

«Величайшее их искусство состоит в том, что они умеют прятаться в реках под водою. Часто, застигнутые неприятелем, они лежат очень долго на дне и дышат с помощью длинных тростниковых трубок, конец которых берут в рот, а другой высовывают на поверхность воды и таким образом укрываются в глубине. Кто даже заприметит эти трубки, тот, не зная такой хитрости, сочтет их настоящими. Опытные люди узнают их по отрезу или по положению и тогда их придавливают ко рту или выдергивают и тем самым заставляют хитреца всплыть наверх».

Арабский автор XI в. Абу-Обенд-Аль-Бекри писал: «Славяне народ столь могущественный и страшный, что, если бы они не были разделены на множество поколений и родов, никто бы в мире не мог им противостоять».


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Бесплатные готовые дизайны для форумов